Фридайверы нарушают законы науки, и мы не понимаем, как они это делают

Фридайверы нарушают законы науки, и мы не понимаем, как они это делают

Фридайверы могут погружаться на огромную глубину под водой (текущий рекорд составляет 214 метров) без аппаратов для дыхания. Чемпионы могут задерживать свое дыхание на очень долгое время, рекорд среди женщин — девять минут, среди мужчин — одиннадцать. Ученые и практикующие фридайвинг, как правило, не пересекаются. Но при ближайшем рассмотрении этого спорта оказывается почти невозможным, что люди могут погружаться так глубоко. А они могут.

Без всякой поддержки, если дышать только воздухом, можно даже покорить Эверест. Разве что защитная одежда понадобится. Это около девяти километров над уровнем моря. Но когда вы погружаетесь в океан, все меняется гораздо быстрее из-за стремительного изменения давления.

Погрузившись всего на 10 метров в океан, вы ощутите в два раза больше давления, чем если бы вы стояли на поверхности. И на каждые 10 метров дальше вы будете получать еще одну атмосферу давления. Организм, анатомия и физиология существенно меняются, функционируя в таких условиях, поэтому погружение глубоко в воды океана оказывается уникально сложным мероприятием. В вашем теле не только сжимаются содержащие воздух пространства, но и поведение газов в кровотоке меняется, а вместе с тем и функции нервной системы.

В первые дни фридайвинга физиологи были уверены, что люди не смогут погружаться ниже 30-40 метров. Наука не позволила бы этому случиться. Ученые начертили графики, выложили все знания о человеческом теле и влиянии давления на него и сказали: «Ваши легкие будут раздавлены, и вы будете плеваться кровью уже на глубине 40 метров. Погрузиться ниже просто не-воз-мож-но».

Конечно, это не переубедило фридайверов — и они смогли обойти эти теоретические границы. Как? На этот вопрос попыталась ответить Мартина Амати, фридайвер:

«Физическая сторона определенно присутствует, но в основном все дело в голове. Именно умонастроение в фридайвинге невероятное. Речь идет не о ваших физических способностях, а об умственных и умственной подготовке. Нужно забыть все, что вы знаете, и все, что делает вам плохо или хорошо. Это освобождающий процесс. В равной степени нужно также полностью осознавать, где ваше тело и где вы, в этот же момент».

На глубине 10 метров нам нужно больше кислорода, чем на глубине 100 метров, потому что давление воды делает кислород мощнее. Получается, самое главное в глубоком погружении — это последний этап подъема, когда есть риск, что давление упадет и кислород в тканях тоже внезапно упадет.

Также тяжело на старте. На поверхности и в первые несколько метров погружения вода выталкивает тело. Когда вы начинаете погружаться, давление воды выталкивает вас обратно на поверхность, и только на глубине 13-20 метров динамика меняется.

«Тело начинает тонуть как камень. Мы называем эту часть свободным падением, когда фридайвер совершенно перестает двигаться. Это самая прекрасная часть погружения. Когда ты возвращаешься из погружения и делаешь первый вдох, каждый раз этот вдох как первый. Для меня это как заново родиться. Я представляю воду как утробу».

Дайвер ощущает изменение химии кровотока, поскольку увеличенное давление позволяет газам с легкостью растворяться и эффективнее проявлять свое действие. Азот, например, который растворен в крови, действует как наркотик, и вы слегка пьянеете уже на глубине 30-40 метров. Если погрузиться ниже, лишний азот вызовет эйфорию.

Когда фридайвер погружается все глубже и глубже, он сжимает эти последние остатки кислорода в кровотоке и пытается продержаться на гораздо более низком кислородом уровне, чем привыкли обычные люди. Вы входите в такое странное равновесие, когда давление еще дает вам дышать и пока не убивает. Это очень тонкий баланс, который требует очень странных и не очень понятных физиологических подвигов, чтобы человек остался жив. Рекорды погружения фридайверов абсурдны: это даже не десятки, а сотни метров.

Можно лишь приблизительно представлять, как это происходит. Нет, это не то, чтобы совсем загадка — но мы многого не понимаем. Фридайверы стали бы интересным объектом для внимания ученых, поскольку физиологически их деятельность связана с кислородным голоданием и гипоксией, что не есть хорошо, однако является неотъемлемой частью опыта фридайверов. Фридайвинг невозможно представить без этого. Это серая область между жизнью и смертью, когда может произойти все что угодно. В медицине эти области не исследуются ради забавы — но люди, которые ставят свою жизнь на кон, занимаясь фридайвингом, представляют эту возможность — исследовать.

Источник: hi-news.ru

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.