Атмосфера обнаруженной планеты-супергиганта очень удивила ученых

Астрономы, работающие с космическими телескопами «Хаббл» и «Спитцер», сообщают об открытии весьма интересной планеты, расположенной примерно в 700 световых годах от Земли. Обнаруженный объект, получивший название WASP-39b, предположительно имеет огромные запасы воды в атмосфере. О своем открытии ученые поделились в статье, опубликованной в журнале Astronomical Journal.

«Открытие WASP-39b показывает, что экзопланеты могут быть совершенно непохожими на небесные тела Солнечной системы по своему химическому составу и истории. Мы считаем, что открытие других необычных объектов такого рода поможет нам раскрыть тайны того, как формируются и эволюционируют планеты», — заявил Дэвид Синг, астроном Университета Эксетера (Великобритания).

Последние годы оказались весьма щедрыми в плане открытия планет, претендующих на роль если не «двойников», то как минимум «сестер» нашей родной планеты. Первым таким объектом стала планета, открытая у ближайшей звездной соседки Проксимы Центавра, три других – в открытой системе TRAPPIST-1, расположенной в созвездии Водолея. Там, напомним, находятся сразу семь землеподобных планет.

Все эти космические тела объединяет небольшой размер, расположение в так называемой обитаемой зоне родной звезды (где вода на поверхности планет может существовать в жидком виде), а также орбита вокруг звезд класса красный карлик. В рамках последних исследований, проведенных опять же с помощью космического телескопа «Хаббл», ученые выяснили, что на некоторых планетах TRAPPIST-1 действительно может иметься вода. По мнению астрономов, это повышает шансы на наличие жизни на их поверхности.

Исследовательская группа Синга, в свою очередь, обнаружила, что вода может присутствовать, причем присутствовать в больших количествах не только на земплеподобных планетах, но и в атмосферах настоящих гигантов, по размерам и массе ближе к Сатурну и Юпитеру.

Сделать такой вывод позволили наблюдения за планетой WASP-39b – планетой, относящейся к классу так называемых «горячих сатурнов» и расположенной в созвездии Девы, что в 700 световых годах от нас. На самом деле планета была открыта еще семь лет назад. Обнаружить ее удалось с помощью южноафриканского телескопа SuperWASP – она периодически заслоняла свет своей звезды.

Интереса планете добавляет еще и тот факт, что этот газовый гигант расположен очень близко к своей звезде, из-за чего год на WASP-39b длится всего четыре дня. Такое тесное соседство со своей родной звездой привело к тому, что атмосфера планеты прогрелась до 750 градусов Цельсия, а еще сильно раздулась. Благодаря этому WASP-39b сопоставима по размерам с Юпитером, при массе примерно в три раза меньше.

Такие особенности планеты делают ее крайне интересной для изучения химического состава ее атмосферы, отмечают ученые. Благодаря разряженной атмосфере WASP-39b лучам света звезды будет гораздо проще через нее проникать, в отличие от плотных и «узких» атмосфер холодных газовых гигантов и аналогов Земли.

С помощью космических телескопов «Хаббл» и «Спитцер» ученые получили спектральные данные планеты, что в итоге позволило выяснить, какие именно молекулы присутствуют в ее атмосфере, а также измерить их соотношение.

Ученые оказались весьма удивлены тому факту, что атмосфера WASP-39b содержит не только большие количества водорода, аммиака, метана и других углеводородов, но и воды. Ее доля, как отмечают планетологи, оказалась примерно в три раза выше, чем в недрах Сатурна, и в десятки раз больше, чем в атмосфере других планет класса «горячие сатурны» и «горячие юпитеры».

Наличие такого большого количества воды в атмосфере WASP-39b объяснить крайне сложно, отмечает Синг. Особенно если она родилась именно там, где находится сейчас. Ученые подозревают, что объект появился на свет все-таки ближе к внешним границам своей системы, а затем мигрировал ближе к звезде. Как именно происходило это «переселение» — ученые точно ответить не могут. Однако дальнейшее наблюдение за планетой позволит отгадать эту загадку, считают исследователи.