Минерологи нашли в земных алмазах «инопланетный» лед

В собранных и исследованных алмазах из месторождений в ЮАР, Китае, Заире и Сьерра-Леоне ученые из Университета Невады (США) обнаружили микроскопические включения льда очень редкой кубической формы. Такой лед носит название лед-VII. Данная находка может привести к переоценке наших представлений о количестве воды, скрытой в недрах Земли, комментируют исследователи в опубликованной в журнале Science статье.

Ученые отмечают, что практически весь лед, с которым мы имеем дело в обычной жизни, например, из того же холодильника, представлен в форме льда-Ih, имеющего гексагональную кристаллическую решетку. В целом науке известно несколько десятков других фаз льда, которые могут образовываться при различных экзотических условиях. В их число входит и лед-VII, обладающий кубической кристаллической решеткой. Как правило, он встречается в открытом космосе, но на Земле его удалось получить только в лабораторных условиях, при крайне высоких температурах и давлении.

Тем не менее команда минерологов из Университета Невады под руководством Оливера Цаунеру обнаружила первые природные образцы льда-VII. Ученые считают, что формирование этих кристаллов происходило на глубинах 610-800 километров, где, как ранее считалось, нет никакого присутствия воды. Таким образом объяснить его наличие там можно лишь тем, что включения воды могли опускаться все глубже под поверхность, а нарастающие с этим температура и давление в итоге и привели к формированию льда-VII.

Эта область находится на переходной границе между верхней и нижней мантией Земли, а также чуть глубже нее. Пока трудно сказать, как много воды там может содержаться, однако само ее наличие заставит геологов пересмотреть энергетический баланс мантии и процессы, развивающиеся в ее породах.