Зафиксировано приливное разрушение звезды черной дырой и последующее образование джета

Рис. 1. Сливающиеся галактики Arp 299 в оптическом диапазоне (фото сделано космическим телескопом «Хаббл»). Справа — ядро А, слева — ядро В. Изображение с сайта en.wikipedia.org

За почти 12 лет наблюдений за сливающимися галактиками, находящимися в 146 миллионах световых лет от нас, международная команда астрофизиков смогла в деталях изучить процесс разрушения обычной звезды приливными силами сверхмассивной черной дыры. При этом удалось впервые напрямую наблюдать формирование релятивистского джета. Полное количество выделившейся энергии было гигантским — за время наблюдений система потеряла в виде электромагнитного излучения больше, чем Солнце за всю его жизнь.

Arp 299 — это пара неправильных галактик на расстоянии в 146 млн световых лет (45 мегапарсек) от нас, которые на протяжении вот уже около 750 миллионов лет переживают процесс слияния или, если угодно, столкновения. Две галактики этой системы принято обозначать Arp 299-A и Arp 299-B (рис. 1), причем во второй выделяют два ядра: B1 и B2 (см. рис. 5).

Слияние двух галактик не только приносит в каждую из них дополнительные объемы свободного межзвездного газа, но и приводит к возникновению ударных волн в этом газе. А они, в свою очередь, стимулируют образование новых звезд. Таким образом, суммарный темп звездообразования в сливающихся галактиках существенно возрастает и для системы Arp 299 он оценивается в 100–150 новых звезд в год (в 100 раз больше, чем в Млечном Пути). При этом чаще всего звезды в таких системах образуются в их центральных (а значит — более плотных) областях.

Ядра Arp 299, по-видимому, содержат сверхмассивные черные дыры (СМЧД) — как и положено центральным областям галактик вообще. В области B1 такая черная дыра уж точно есть, так как там уже давно было обнаружено наличие так называемого активного галактического ядра (АЯГ или AGN — Active Galactic Nucleus) — компактной области, в которой межзвездное вещество, образуя плотный аккреционный диск, обильно падает на сверхмассивную черную дыру, вызывая вспышки излучения, выбросы, образование джетов и другие яркие события. И еще мы знаем, что активное ядро в области B1 скрыто от нас за довольно толстым слоем пыли, которая прозрачна только в жестком рентгеновском диапазоне, поглощая все остальное излучение.

Рис. 2. Художественное изображение приливного разрушения звезды сверхмассивной черной дырой. Изображение с сайта nasa.gov

Именно в этой области 30 января 2005 года в наблюдениях на 4-метровом телескопе имени В. Гершеля (William Herschel Telescope), расположенном на Канарских островах, был обнаружен транзиентный (то есть быстро вспыхнувший, см. Transient astronomical event) источник инфракрасного излучения. Впоследствии, в течение более 5 лет, его яркость постепенно нарастала, а затем начала спадать (рис. 3). Через 10 лет после события источник был еще виден. За столь долгое время наблюдатели смогли его внимательно изучить в разных диапазонах — от радио- до рентгеновского, используя десяток телескопов, включая данные космических обсерваторий «Хаббл» и «Спитцер».

Рис. 3. Развитие инфракрасной светимости транзиента Arp 299-B AT1 за 11 лет наблюдений. По горизонтальной оси отложено время в сутках от момента обнаружения объекта. По левой вертикальной оси — светимость в единицах 1043 эрг/сек (для сравнения, светимость Солнца составляет 4,8×1033 эрг/сек) и соответствующий график показан синим цветом. По правой вертикальной оси — полная излученная энергия, график нарастания которой показан красным. Рисунок из обсуждаемой статьи в Science

То, что мы смогли наблюдать этот транзиент в таком широком диапазоне длин волн уже говорит о том, что его источник находится не в самом центре активного галактического ядра (скрытого от нас толстым пылевым диском), а несколько отдален от него. Но какова природа этого источника? В чем физическая причина вспышки?

Версии могут быть такие: либо сверхмассивная черная дыра в Arp 299-B1 тут ни при чем и тогда вспышка, скорее всего, является взрывом сверхновой, либо это событие связано с СМЧД и тогда опять возникают две возможности: вспышка — это проявление активности галактического ядра (например, поток частиц, выброшенный черной дырой в виде джета, подсветил материю над плоскостью пылевого диска), либо это результат приливного разрушения обычной звезды, пролетевшей слишком близко от СМЧД (см. Tidal disruption event).

Для последнего сценария неважно, активно ли ядро или нет — достаточно просто сверхмассивной черной дыры. Интересен этот вариант не только тем, что позволяет «прощупать» сильное гравитационное поле черной дыры, но и тем, что появляется возможность изучить процесс аккреции вещества на релятивистский объект «с самого начала», поскольку существенная часть вещества звезды благополучно падает в СМЧД. Такие события довольно редки (их зарегистрировано не более сотни), а указание на образование джета удавалось обнаружить лишь в единичных случаях.

Наблюдая за Arp 200-B AT1 (такое обозначение получил обсуждаемый транзиент) в радиодиапазоне, исследователи со временем исключили гипотезы о том, что это вспышка сверхновой или проявление АЯГ: наблюдаемый источник показывал расширение со слишком большой скоростью, излучил слишком много энергии (примерно 1052 эрг, для чего Солнцу потребовалось бы 80 миллиардов лет) и с ним оказалась связана структура, очень похожая на джет и наблюдаемая в радиодиапазоне.

Джеты — узкие, релятивистские выбросы вещества, взаимодействующего с черной дырой и окружающим ее магнитным полем, — образуются в ходе аккреции вещества на этот компактный объект. Активные галактические ядра образуют джеты, которые направлены перпендикулярно плоскости аккреционного диска. В случае активного ядра в Arp 299-B1 мы видим этот диск (точнее — окружающий его пылевой тор) почти с ребра. Значит, джет, связанный с АЯГ, должен быть направлен перпендикулярно этому тору.

Но в реальных наблюдениях оказалось, что выброс от Arp 299-B AT1 отклонен от этой прямой на угол 25–35 градусов и, значит, вызван другим механизмом. И наши теоретические знания не оставляют других вариантов кроме как сказать, что это было приливное разрушение звезды. Хотя здесь стоит отметить, что направление джета при аккреции на СМЧД определяется в основном самой черной дырой, а именно — «осью ее вращения». Кавычки из-за того, что корректнее говорить о направлении углового момента черной дыры — величины, которую необходимо привлекать для полного и корректного описания орбит пробных тел вблизи ее горизонта событий. Так вот, такое направление в рассматриваемой системе единственное. А отклонение джета, связанного с приливным разрушением, вероятно, было вызвано его взаимодействием с окружающей межзвездной средой (рис. 4) и/или большим удельным угловым моментом разрушенной звезды.

Рис. 4. Схема приливного разрушения звезды в центре Arp 299-B и излучения от него. Обозначения: BH — сверхмассивная черная дыра; POLAR DUST — пылевое вещество над полюсами СМЧД; TORUS — пылевой тор, загораживающий АЯГ от наблюдателя на Земле; JET — отклоненный джет; SHOCK — ударная волна, излучающая в радиодиапазоне и движение которой в пространстве мы можем наблюдать (см. рис. 5); RADIO — радиоизлучение; IR — инфракрасное излучение; VLBI — радиоинтерферометр со сверхдлинной базой; SPITZER — космическая инфракрасная обсерватория «Спитцер». Рисунок из обсуждаемой статьи в Science

Из-за большой плотности звезд в Arp 299 B1 вероятность близкого пролета обычной звезды около горизонта событий СМЧД с последующим разрушением довольно велика. Вообще, разрушение меньшего (менее массивного) тела приливным взаимодействием большего — типичная для космоса ситуация. Кольца Сатурна, например, возникли как раз таким образом. (Хотя, если говорить более строго, рядом с Сатурном, скорее всего, ничего не разрушалось — там просто ничего крупного не смогло образоваться.) Самый простой способ понять приливное взаимодействие — вспомнить, что сила тяготения (классическая) убывает обратно пропорционально квадрату расстояния от гравитирующего тела. Поэтому сила, действующая на ближайшую к массивному телу сторону его спутника, будет больше, чем сила, действующая на его дальнюю часть. Эта разница в силах, будучи достаточно большой, способна разорвать спутник.

Для каждой пары массивного тела и «падающего» на него спутника есть минимальное расстояние, на котором самогравитации на поверхности спутника (удерживающая его вещество как единое целое) все еще больше силы тяготения со стороны массивного тела. Это расстояние называется пределом Роша. Если спутник не просто падает на тело, а движется вокруг него по криволинейной траектории (а то и вращается сам), то суммарная сила тяготения для спутника может еще дополнительно компенсироваться центробежной силой.

В Arp 299 B1 звезда с массой от 2 до 6 масс Солнца вполне могла оказаться слишком близко к СМЧД и вызвать цепочку событий, которая и наблюдалась как Arp 299-B AT1. Часть материи звезды при этом поглотилось черной дырой, часть была выброшена в космос из-за эффекта пращи, а часть была выброшена в виде пары сравнительно узких, разреженных но очень быстрых (десятки процентов от скорости света) струй — джетов. Кстати, для наблюдений нам доступен только один из них (рис. 5), так как второй скрыт за плотным пылевым диском.

Рис. 5. Изображение пары сливающихся галактик Arp 299 в оптическом диапазоне (данные телескопа «Хаббл»). Транзиент Arp 299-B AT1 вспыхнул в западной компоненте этой пары. B и С — инфракрасные изображения (на длине волны 2,2 микрона) центральной части компоненты B, видны два ярких ядра — B1 и B2. Изображение B было получено за 8 лет до транзиента (в 1997 году) и на нем видно, что яркость ядра B1 существенно ниже, чем в 2007 году (фото С) — через два года после начала вспышки. D — контуры радиоизображений самой центральной части Arp 299 B1, полученные в течение 10 лет (показаны последовательно красным, желтым, синим и зеленым) после вспышки. По осям отложено смещение положения радиоисточника на небе — по прямому восхождению (горизонтальная ось) и склонению (вертикальная ось), в миллисекундах дуги. Такая картина переменного радиоисточника соответствует развитию быстрого, узкого джета. Точнее — это и есть изображение джета, только в радиодиапазоне. Рисунок из обсуждаемой статьи в Science

Авторы обсуждаемой статьи проделали довольно большую работу по моделированию транзиента в рамках теории о приливном разрушении с учетом всей известной информации о той области, в которой это событие произошло. И им удалось воспроизвести это событие удалось в рамках довольно сложной модели. Это, пожалуй, главное достижение всей многолетней работы, ибо таких подробных и долгих наблюдений столь яркого во всех смыслах приливного взаимодействия раньше не было и проверять весь корпус моделей (от звездообразования в сливающихся галактиках до поглощения пылью рядом с СМЧД) в единой связке было не на чем. Во всяком случае, эта проверка стала одной из лучших.