Рис. 1. Каменные орудия из Калинги. a, c, d — отщепы, b — молоток, e — ядрище, от которого откалывали отщепы. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
На острове Лусон (Филиппины) найдены древние каменные орудия и скелет разделанного с их помощью носорога. Возраст находок, определенный методом электронного спинового резонанса, составляет 709 ± 68 тысяч лет. Наряду с недавними находками на островах Флорес и Сулавеси, открытие показало, что задолго до появления сапиенсов какие-то древние люди (скорее всего, эректусы) неоднократно добирались до островов юго-восточной Азии, пересекая морские проливы.
В течение большей части плейстоцена на Земле было очень холодно, ледники покрывали значительную часть Евразии и Северной Америки, а уровень моря был намного ниже, чем в нынешний период межледниковья. До островов Суматра, Ява и Калимантан можно было добраться пешком: они образовывали единый массив суши с Малайским полуостровом и прилегающим шельфом — так называемую Сунду или Сундаланд (Sundaland).
Поэтому не так уж удивительно, что ранние Homo erectus, начавшие расселяться по Азии около 1,8 млн лет назад (см. Скелеты людей из Дманиси заполняют брешь между человеком умелым и человеком прямоходящим, «Элементы», 21.09.2007), вскоре добрались до Явы (см. Java Man).
Однако более восточные острова Малайского архипелага, такие как Сулавеси и Флорес, лежащие по ту сторону линии Уоллеса, и Филиппины, расположенные восточнее так называемой линии Гексли, оставались отделены от Сунды морскими проливами многокилометровой ширины (рис. 2).
Рис. 2. Линии Уоллеса и Гексли отделяют острова, составлявшие единое целое с материковой Азией, от тех, куда, по-видимому, нельзя было добраться посуху даже во время сильнейших плейстойценовых оледенений. Красной звездочкой отмечено место находки древних орудий и носорожьих костей со следами разделки. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature
И тем не менее древние люди сумели добраться до этих островов задолго до появления Homo sapiens. О «хоббитах» с острова Флорес и их предках — эректусах, появившихся на Флоресе примерно миллион лет назад, «Элементы» неоднократно рассказывали (см. ссылки в конце новости). Недавно выяснилось, что и до Сулавеси люди добрались как минимум 200 000 лет назад (G. D. van den Bergh et al., 2016. Earliest hominin occupation of Sulawesi, Indonesia).
Новая статья большой международной команды археологов, опубликованная 2 мая на сайте журнала Nature, утверждает, что около 700 000 лет назад архаичные представители человеческого рода жили также и на острове Лусон (Филиппины). До сих пор древнейшим признанным свидетельством присутствия человека на Лусоне была плюсневая кость возрастом 67 000 лет из пещеры Кальяо (см. A. S. Mijares et al., 2010. New evidence for a 67,000-year-old human presence at Callao Cave, Luzon, Philippines). Неясно, к какому виду людей принадлежал обладатель кости, но роста он был маленького.
Раскопки в местонахождении Калинга (Kalinga site) в одноименной провинции на севере Лусона ведутся с 2014 года. За год до этого там были найдены разбросанные по поверхности кости вымерших крупных животных и каменные орудия, которые невозможно было датировать, потому что неизвестно, из какого слоя осадочных пород они были вымыты эрозией. Начались систематические раскопки, в ходе которых удалось разобраться в стратиграфии местных речных отложений, а главное, найти кости животных и орудия in situ, то есть в неповрежденных слоях, где они были захоронены.
Самой яркой находкой стал почти полный скелет вымершего филиппинского носорога Rhinoceros philippinensis. В том же слое нашлись кости варана, оленя и стегодона, а также 57 каменных орудий: 49 отщепов, 6 ядрищ и два молотка — отбойника (рис. 1). Древние мастера из Калинги использовали весьма примитивные технологии: они откалывали отщепы как попало, не пытаясь придать им какую-то определенную форму; следов целенаправленной отделки (ретуширования) на изделиях не обнаружено.
На 13 костях носорога (ребрах и пястных костях) сохранились недвусмысленные царапины от каменных орудий (рис. 3). Кроме того, на обеих плечевых костях имеются следы ударов тяжелым камнем. Скорее всего, люди пытались разбить кости, чтобы добраться до костного мозга. В итоге левая плечевая кость была расколота на пять кусков, а правую так и не раскололи.
Рис. 3. Пястная кость носорога с параллельными прямыми царапинами от каменных орудий (отмечены пирамидками) и правая плечевая кость с вмятиной от удара тяжелым камнем. Изображения из обсуждаемой статьи в Nature
Останки носорога, а именно зубную эмаль, удалось датировать при помощи комбинированного метода урановых серий и электронного спинового резонанса (см. Electron spin resonance dating; R. Grün, H. P. Schwarcz, 1988. ESR dating of tooth enamel: Coupled correction for U-uptake and U-series disequilibrium). Получилось, что носорог жил 709 ± 68 тысяч лет назад. Это согласуется с датами, полученными для песчинок из слоев, залегающих непосредственно под «археологическим» слоем и над ним (время захоронения этих песчинок, определенное методом электронного спинового резонанса, составляет 727 ± 30 и 701 ± 70 тысяч лет назад).
Таким образом, открытие показало, что среднеплейстоценовые обитатели юго-восточной Азии неоднократно пересекали морские проливы, отделявшие Сунду от островов. Они должны были сделать это как минимум трижды, чтобы добраться до Флореса, Сулавеси и Лусона, причем всё это происходило задолго до появления на горизонте Homo sapiens.
Авторы не исключают, что люди в принципе могли прийти на Лусон не с Борнео через Палаван, а с севера, через Тайвань, который тогда соединялся с азиатским материком, и уже с Лусона перебраться на другие острова. Но и в этом случае без пересечения широких проливов никак нельзя было обойтись.
Имеющиеся факты еще не доказывают, что эти люди, кем бы они ни были — эректусами или какими-нибудь, скажем, ранними денисовцами — умели строить плоты или лодки. В конце концов, иногда и другие крупные млекопитающие, вроде тех же носорогов и стегодонов, как-то преодолевают морские проливы. Но все же такая возможность в свете новых данных выглядит вполне правдоподобной.
Интересно также пофантазировать о возможном родстве поедателей носорога из Калинги и маленького человека из Кальяо, жившего на 640 тысяч лет позже. Был ли он их потомком? Могли ли древние обитатели Лусона измельчать подобно тому, как это сделали первопоселенцы Флореса? (см. Новые древние остатки людей с острова Флорес говорят о родстве «хоббитов» с эректусами, «Элементы», 08.06.2016). К сожалению, мы не знаем, какого роста были древние обитатели Сулавеси, да и вообще для подобных рассуждений данных пока явно недостаточно. Остается только ждать новых находок.
Источник: elementy.ru