Японские медики нашли новый способ диагностики рака

Выявление рака на ранней стадии способно спасти человеку жизнь, но, в отличие от «обычных» анализов, тест на наличие онкологии требует особого подхода, и не все опухоли можно обнаружить при помощи скрининга (быстрого обследования большого количества людей). Но, как пишет издание Science Advances, ученые из Нагойского университета в Японии разработали прибор, способный определить рак при помощи простого анализа мочи.

Принцип действия устройства основан на том, что оно может определять в растворе наличие экзосом и их «состав». Экзосомы — это частицы, несущие набор белков и фрагментов РНК и ДНК, выполняющие в организме транспортную функцию. Каждая экзосома содержит белки, характерные для клетки, которая их произвела. Естественно, раковые клетки содержат «раковые» экзосомы.

Группа экспертов под руководством доктора Такао Ясуи в ходе исследований рака мочевого пузыря и предстательной железы выявила, что с мочой пациента выделяется крайне малое количество экзосом, для определения концентрации которых и был разработан высокочувствительный прибор. Ученые использовали для фильтрации экзосом сетку из оксида цинка с сечением в несколько нанометров. Она способна улавливать до 99% внеклеточных везикул и пропускать остальные компоненты мочи. Для анализа достаточно всего 1 миллилитра биоматериала.

Авторы исследования подчеркивают, что главным достижением является не то, что они разработали эффективный способ диагностики рака мочеполовой системы, а то, что им удалось создать «фильтр» для экзосом, ведь в будущем эту технологию можно будет применить и для диагностики других форм рака. Более того, сам тест настолько простой, что не требует особых навыков и может быть выполнен даже человеком без медицинского образования.