Ученые из США впервые создали таблетки против диабета

Сахарный диабет на данный момент практически невозможно вылечить. Зато это заболевание неплохо поддается заместительной инсулинотерапии. При этом уколы нужно делать регулярно и это не всегда удобно. Но вот группа врачей из Калифорнии и Бостона создала инсулиновые таблетки, которые могут значительно упростить жизнь пациентам, страдающим от сахарного диабета.

Результаты исследований опубликованы в журнале PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America). Дело в том, что сам по себе инсулин в инъекционной форме является достаточно опасным и может даже вызвать смерть от передозировки или недостаточного введения. Иными словами, доза должна быть подобрана очень точно. Более того, она может быть разной у разных производителей. Поэтому ученые пытаются создать безопасный аналог инсулина, обладающей схожей химической формулой, или же изобрести новые системы введения гормона в организм, защищающие от передозировки. Как заявил один из авторов работы Самир Митраготри,

«Если просто взять и выпить инсулин, то его молекулам придется преодолеть огромную массу препятствий перед тем, как они смогут проникнуть в кровоток. Мы же создали препарат, в который встроены все необходимые инструменты для защиты инсулина от угроз, встречающихся на его пути через желудочно-кишечный тракт.»

Сама таблетка имеет две основные защитные части – оболочку и «ионную жидкость». Последняя — это смесь особых соединений (в основном витамина В4 и гераниевой кислоты), которая не содержит в своем составе молекул воды. При этом благодаря низкой температуре плавления, она ведет себя, как жидкость. И если оболочка защищает инсулин от желудочного сока, то «ионная жидкость» ведет себя иначе.

В кислой среде желудка она также мешает желудочному соку проникнуть внутрь, а в кишечнике постепенно распадается и выпускает молекулы инсулина. Более того, она еще и помогает инсулину проникнуть через барьер между стенками кишечника и кровотоком и стабилизирует молекулы гормона, позволяя лекарству действовать до 12 часов. Сейчас ученые планируют начать фазу клинических испытаний и в случае успеха таблетки будут продаваться в самых обычных аптеках, ведь они не требуют особых условий хранения и транспортировки.