Имплантация пигментного слоя сетчатки помогла сохранить зрение

Борьба с заболеваниями, которые в той или иной степени угрожают жизни человека – одно из самых приоритетных направлений современной медицины. Но современные технологии сегодня способны не только вылечить пациента от каких-либо недугов, но и вернуть утраченные свойства органов чувств. К примеру, недавно группа американских исследователей успешно спасла от слепоты четверых пациентов с макулярной дегенерацией сетчатки.

О новом методе сообщает редакция журнала Science Translational Medicine. В ходе предварительных исследований учеными из университета Южной Калифорнии на животных выяснилось, что остановить прогрессирующую дегенерацию сетчатки и частично восстановить зрение можно при помощи пересадки пигментного слоя эпителия. Ведь именно проблемы с пигментным слоем и вызывают слепоту при макулярной дегенерации. Сначала фоторецепторы отмирают, зрение становится размытым, человек начинает испытывать трудности с распознаванием лиц и чтением, а затем наступает слепота.

Клеточный имплант, применявшийся в клинических испытаниях, представлял собой слой клеток пигментного эпителия, полученных из эмбриональных стволовых клеток человека. Клетки располагались на особой полимерной подложке, имитирующей базальный слой (тот, который отделяет сетчатку от сосудистой оболочки). В эксперименте приняли участие 5 человек. Четверым из них была проведена операция по имплантации клеток, а после внедрения имплантата в сетчатку глаза их наблюдали в течение года. У всех испытуемых имплантат не только хорошо прижился, но и по результатам томографии глазного дна было зафиксировано восстановление пигментного эпителия и даже интеграция новых фоторецепторов. У трех пациентов зрение перестало ухудшаться, а у одного даже улучшилось. При этом последнему, пятому пациенту пришлось хуже всех. За это время его зрение значительно снизилось. Сейчас эксперты планируют следующий этап испытаний и надеются на полномасштабное внедрение новой методики лечения.