Ученые поймали еще три FRB-сигнала. Один оказался рекордной силы

Астрономы австралийской обсерватории Паркса поймали еще три загадочных быстрых радиоимпульса, природа которых по-прежнему остается неясной. При этом один из поступивших сигналов оказался рекордной мощности по соотношению сигнал/шум. Сигналы были получены 1 марта, 9 марта (самый мощный) и 11 марта. Радиоимпульсы получили маркировку FRB 180301, FRB 180309 и FRB 180311, в соответствии с датами их обнаружения.

Быстрые радиоимпульсы (FRB) представляют собой одну из самых интересных загадок космоса. Ученые стали обнаруживать их только последние несколько десятилетий и за все время смогли уловить всего 33 сигнала из различных источников. Один из этих источников, получивший маркировку FRB 121102, является самым уникальным из списка. В отличие от остальных FRB, этот сигнал имеет повторяющуюся природу.

Каждый всплеск, наблюдаемый учеными, представляет собой очень мощный радиоимпульс с энергией в 100 миллионов Солнц, но при этом длящийся всего несколько миллисекунд. Последнее, к слову, наряду с неповторяющейся природой, не позволяет предугадать, когда такой сигнал может появиться вновь, а также точно вычислить расположение его источника.

Исключением, как отмечалось выше, является сигнал FRB 121102. Именно он может помочь ученым сузить круг возможных феноменов, которые могли бы создавать эти быстрые радиовсплески. На данный момент имеется несколько предположений, предлагающих объяснение природы этих сигналов. И вполне возможно, что истинная природа этих сигналов действительно может иметь несколько обоснований.

Например, согласно одному из последних исследований сигнала FRB 121102, его источником может быть нейтронная звезда. Но среди других гипотез также присутствуют черные дыры, двойные пульсары, блицары, связь с выбросами гамма-излучения (которое может вызываться в том числе сталкивающимися друг с другом нейтронными звездами), а также магнетары.

Ну и без пришельцев никуда. Довольно знаменитый физик Ави Лоеб не исключает возможности, что эти сигналы могут являться отголосками запустившихся двигателей гигантских космических кораблей. Убедиться в этом мешает то, что сигналы наблюдаются в разных диапазонах частот, что может говорить о том, что прибывают они к нам через очень большие расстояния, возможно, даже в несколько миллиардов световых лет. Единственное, в чем сходятся ученые, так это в том, что источник этих сигналов обладает невероятной мощностью.

Что же касается трех сигналов, полученных в этом месяце, то их соотношение сигнал/шум оказалось в четыре раза выше, чем у любого другого ранее полученного FRB. Исследователи считают, что эти сигналы не имеют повторяющейся природы. Тем не менее поразителен сам факт того, что за столь короткий промежуток времени удалось поймать сразу три сигнала, особенно если учесть их общее число за все время наблюдений.

На самом деле некоторые ученые считают, что большинство FRB-сигналов имеют повторяющуюся природу, но подтвердить мы это не можем из-за гигантских расстояний, которые им приходится преодолевать. Другими словами, повторяющиеся сигналы от одних и тех же источников еще просто не успели до нас добраться.

Готовящийся к запуску проект крупнейшего в мире радиоинтерферометра может решить загадку FRB. По крайней мере ученые на это надеются. В прошлом году три быстрых радиовсплеска были обнаружены впервые запустившимся «Австралийским следопытом квадратно-километровой решетки» (Australian Square Kilometre Array Pathfinder, ASKAP), который станет частью крупнейшего в мире радиотелескопа Square Kilometre Array (SKA), части массивов которого будут размещены в Австралии, Новой Зеландии и Южной Африке. Его постройку планируется завершить к 2019 году.

В SKA в том числе будет использоваться низкочастотная апертурная матрица, которая сможет улавливать даже самые слабые сигналы. Кроме того, телескоп сможет покрывать гораздо более крупную площадь исследования, что, в свою очередь, дает надежду на более частое открытие FRB-сигналов.

Даже если окажется, что истинный источник сигналов отследить будет невозможно, то даже в этом случае статистические данные могут внести большой вклад в понимание FRB. В конце концов мы сможем узнать, с какой частотой появляются эти сигналы.