Ученые открыли почти 1000 новых генов, связанных с интеллектом

Исследователи обнаружили 1016 особых генов, связанных с интеллектом, подавляющее большинство которых ранее было неизвестно науке. Международная группа ученых провела крупномасштабное исследование и обнаружила 190 новых генных локусов и 939 новых генов, связанных с интеллектом, значительно расширив наше понимание наследственных основ когнитивной функции. Авторы работы поделились своим открытием в двух статьях журнала Nature Genetics.

Под руководством Даниэля Постумы из Амстердамского свободного университета (Нидерланды) ученые провели полногеномное исследование ассоциаций, в котором приняли участие почти 270 000 человек разных полов, возрастов и рас. Всем им было предложено пройти нейрокогнитивное тестирование для определения уровня интеллекта. После этого ученые провели сравнение результатов с ДНК участников и таким образом определи какие гены связаны с когнитивной функцией.

Из более чем 9 миллионов обнаруженных в образцах изменений команда Постумы выявила в ДНК-коде 205 участков, связанных с интеллектом (до этого только 15 из них были изолированы) и 1016 конкретных генов (из которых ранее были обнаружены лишь 77).

По словам исследователей, обнаруженные гены не только связаны с интеллектом, но еще и выполняют защитную функцию. Ученые обнаружили у них обратную корреляцию с болезнью Альцгеймера, расстройством дефицита внимания, гиперактивности, депрессивными симптомами и шизофренией. В то же время, у них была обнаружена корреляция с аутизмом, а также продолжительностью жизни. Ранее уже выносились предположения о том, что умные люди будут жить дольше.

«Наши результаты указывают на совпадение генетических процессов, связанных как с когнитивным функционированием, так и с неврологическими и психиатрическими расстройствами, что дает возможность на размышление о возможной взаимосвязи процессов, вызывающий эти корреляции», — сообщают ученые.

«Эти результаты важны для понимания биологических основ когнитивного функционирования и способствуют пониманию связанных с ними неврологических и психических расстройств».

Работа ученых основывается на аналогичных исследованиях, результаты которых были опубликованы в прошлом году. Исследования тогда проводила та же группа специалистов. На тот момент ученые смогли определить только 40 новых генов, связанных с интеллектом, поэтому в этом году анализ охватил более крупную выборку людей.

В отдельном исследовании, которое также возглавлял Постхума ученые провели еще одно большое полногеномное исследование ассоциаций. На этот раз в нем приняло участие почти 450 000 человек. В рамках эксперимента специалисты определи 136 геномно-значимых локусов, связанных с невротизмом, а также 599 связанных с ними генов.

Из общего числа выявленных локусов 124 оказались совершенно новыми для науки. При этом если учесть, что до этого момента с невротизмом связывали лишь 16 локусов, открытие ученых становится важным шагом к нашему понимаю того, что именно движет развитием таких расстройств, как депрессия, гнев и шизофрения.

Со слов ученых, существует два разных генетических «подкластера» невротизма: один относится к «депрессивному аффекту», второй – состоянию беспокойства.

Несмотря на то, что для полного понимания картины того, как все это работает ученым потребуется еще какое-то время, исследователи говорят, что теперь у них появились данные и проверяемые функциональные гипотезы, которые помогут разобраться в нейробиологии невротизма.