Сон в комнате, куда проникает свет, может привести к депрессии

Все мы спим в разных условиях. Кто-то предпочитает спать с ночником, привыкая к такому освещению с детства, кто-то предпочитает полную темноту в помещении, а кто-то и вовсе может спать при включенном свете. Как оказалось, даже небольшое количество света в вашей спальне способно серьёзно повысить риск развития депрессии. К такому выводу пришли японские учёные Кендзи Обаяси, Кейго Саэки и Норио Куруматани. Результаты своих исследований они опубликовали в журнале The American Journal of Epidemiology.

Причина подобного явления до конца не ясна, однако учёные полагают, что всё это связано с 24-часовым циркадным ритмом человека, подсказывающим ему, когда нужно спать, а когда – просыпаться. Ритм этот программируется в нас факторами окружающей среды. В случае с людьми и животными свет напрямую влияет на выработку в их организме гормона мелатонина, регулирующего суточные ритмы. Другими словами, мы хотим спать, когда солнце заходит, и просыпаемся, когда оно восходит. Но не всё так просто, если вокруг нас сотни источников искусственного света, включая светодиоды на приборах, свет от фар проезжающих за окном автомобилей, экраны смартфонов, умных часов и планшетов, мониторы компьютеров, ночники и так далее.

Ночные источники света, или LAN (Light At Night), как их обозначили в своём исследовании японские учёные, вносят серьёзные искажения в наш естественный цикл сна и бодрствования. В исследованиях приняли участие более 860 пожилых людей без каких-либо признаков депрессии. На протяжении четырёх лет часть участников эксперимента спали в комнатах с искусственным освещением, а другая часть – в абсолютно тёмных спальнях. Учёные выяснили, что те люди, кто спали в комнате с уровнем освещения, равным 5 или выше люкс, показывали значительно более высокий риск депрессии, нежели те, кому достались абсолютно тёмные помещения для сна. В итоге у 73 участников эксперимента возникли признаки депрессии уже спустя 24 месяца.

Разумеется, японские учёные признают, что для полноты эксперимента подобное исследование следует провести и на молодых людях. Ведь пожилые могут несколько иначе реагировать на освещение. Но, как бы то ни было, высока вероятность того, что даже молодые люди отреагируют на сон при свете аналогичным образом. Пока же учёные рекомендуют нам избегать сна в одном помещении с искусственными источниками света и по возможности завесить окна в комнату плотными шторами, не пропускающими свет извне. Кроме того, они напоминают, что излучение дисплеев современных гаджетов (особенно холодный синий свет) может также негативно сказаться на качестве нашего сна.